ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Назад

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.В.Келина на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 14 мая 2015 года

Уважаемый господин Председатель,

Хотел бы начать с констатации, что попытки «партии войны» на Украине спровоцировать эскалацию насилия во время майских праздников провалились. Пророчества натовских генералов о неминуемом наступлении отрядов ДНР и ЛHP накануне или сразу после Дня Победы в очередной раз оказались не более чем фантазией.

Сейчас наши общие усилия должны быть сосредоточены на укреплении процесса реализации минского Комплекса мер. Он должен стать постоянным и устойчивым. С Госсекретарем США Дж.Керри в Сочи было достигнуто понимание о необходимости обоюдных усилий, чтобы активизировать и, по возможности, ускорить этот процесс. Любым попыткам возврата к силовому варианту надо решительно противодействовать.

Чем предметнее будет прямой диалог Киева, Донецка и Луганска, тем меньше будет опасность срыва мирного процесса и скатывания ситуации в военную фазу. В ближайшие дни должны состояться заседания профильных подгрупп для решения неотложных вопросов. Считаем первоочередной задачей согласование дополнительного соглашения об отводе вооружений калибром до 100 мм и всех видов танков. Рассчитываем также на реализацию инициативы по отводу сил от Широкино, что потребует от сторон реальной готовности к компромиссам. Со своей стороны адресуем ополченцам соответствующие призывы. Необходимое влияние на Киев должно быть оказано и со стороны западных столиц.

Ключевое значение имеет диалог по политическим вопросам – согласование модальностей выборов в Донбассе, проведение амнистии, предметное обсуждение имплементации положений Минских договоренностей о конституционной реформе, будущем постоянном Законе о статусе региона. Надеемся, что работа профильных подгрупп позволит ускорить процесс обмена удерживаемыми лицами.

На сохраняющуюся тяжелую гуманитарную ситуацию, вызванную действиями украинских силовиков, обращает внимание УКГВ ООН и Международная организация миграции (MOM), а также спецмониторинговая миссия ОБСЕ. СММ в своем недавнем тематическом докладе указывает на несоответствие введенного Киевом порядка передвижения через линию соприкосновения Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейской конвенции по правам человека, а также ст.33 Конституции Украины. СММ подчеркивает, что в результате серьезно ограничены возможность мирных жителей покинуть регион, доступ к продуктам питания и медикаментам, доставка гуманитарной помощи. Под угрозой оказалась жизнь мирных украинцев, вынужденных приезжать для получения пропуска на КПП силовиков, рискуя попасть под перекрестный огонь. В совокупности с прекращением выплат пенсий и пособий это ведет к дальнейшему ухудшению гуманитарной ситуации. В этой связи мы полностью поддерживаем содержащиеся в докладе СММ рекомендации. Блокада Донбасса должна быть снята незамедлительно.

Центральные власти продолжают принимать меры, способствующие превращению ДНР и ЛНР фактически в территорию иностранного государства. Линия разделения все больше начинает походить на государственную границу. Депутаты Верховной Рады предлагают не территории разминировать, а, напротив, оборудовать эту линию минными заграждениями. Назначенный Киевом губернатор лично участвует в перехвате грузов с продовольствием, предназначенных для Луганска, добивается полного прекращения автомобильного сообщения с Донбассом. На этом фоне странно звучат призывы к нам содействовать пропуску гуманитарной помощи через линию соприкосновения. Логичнее было бы снять блокаду и навести порядок на украинских блокпостах.

Отказ Киева снять блокаду Донбасса противоречит Минским договоренностям. Участвовать в восстановлении инфраструктуры, разрушенной обстрелами украинских силовиков, Киев, очевидно, не собирается. Более того, недавние высказывания П.Порошенко, в т.ч. о намерении силой вернуть под свой контроль донецкий аэропорт, заставляют сомневаться в его готовности придерживаться мирного урегулирования кризиса.

Уважаемый господин Председатель,

Не намерены вступать с коллегами в спор о данных по поводу количества нарушений сторонами режима прекращения огня и отвода вооружений. Эту работу уже достаточно неплохо освоили СММ и СЦКК. Доклады СММ, где все это подробно задокументировано, у всех под рукой. Делегациям достаточно проделать простой статистический анализ. Совершенно очевидцы выводы, которые вытекают из него. На совести Киева нарушений не меньше, а по некоторым показателям даже больше, чем у ополчения Донбасса. Это касается и неспровоцированных обстрелов, и ввода в буферную зону тяжелых вооружений, к которым недавно добавились системы залпового огня «Смерч», и закрытие отдельных зон для наблюдателей, а также их обстрел из стрелкового оружия. Утверждать, что Киев якобы добросовестно выполняет все договоренности, означает прятать голову в песок. Несерьезно это.

Поскольку, однако, коллеги продолжают приводить одностороннюю статистику, приведу некоторые выдержки из докладов СММ. 8 мая силовики вели огонь из 120-мм минометов из д.Пески по п.Жабуньки (ДНР). В тот же день наблюдатели зафиксировали отсутствие на складах ВСУ четырех РСЗО «Град», шести 152-мм гаубиц «Мста-Б». Более того, на двух находящихся на складе гаубицах были затерты серийные номера. 10 мая в районе н.п. Крымское украинский военнослужащий открыл огонь из пулемета по наблюдателям – пули легли в 2-х метрах от машины СММ. В тот же день БПЛА СММ зафиксировал стрельбу с позиций ВСУ в Пионерском из 152-мм орудий в направлении Широкино, в результате которой сгорело два жилых дома. 10 мая СММ обнаружила нехватку на складе ВСУ шести РСЗО и шести 152-мм орудий. Только по данным докладов СММ, за неделю с 6 по 12 мая в зоне безопасности обнаружено 52 ед. тяжелых вооружений ВСУ, в т.ч. 17 единиц, запрещенных Комплексом мер. Ограничений на передвижение наблюдателей за тот же период – 10.

Здесь были слышны претензии по поводу проведения парадов 9 мая. СММ наблюдала парад («commemoration event») украинской техники на контролируемой украинскими силовиками территории в Северодонецке – в зоне безопасности. Там были замечены два украинских РСЗО «Смерч», РСЗО «Град», четыре 130-мм пушки М-46, система ПВО «ОСА-АК».

Если исходить из утверждений украинского коллеги о том, что все добровольческие соединения переведены под контроль центрального командования Минобороны и МВД, то и ответственность за нарушения со стороны украинских силовиков теперь полностью лежит на Киеве.

Хотел бы, однако, привлечь его внимание к докладу СММ от 12 мая, в котором говорится о том, что незаконная вооруженная группа (по смыслу п. 10 Комплекса мер) «Правый сектор» не собирается интегрироваться ни в МВД, ни в вооруженные силы. Появилось также сообщение о намерении властей легализовать иностранных наемников, записав их в состав вооруженных сил.

Подтверждаем нашу поддержку важной стабилизирующей деятельности СММ. Призываем ускорить набор дополнительных наблюдателей в предусмотренных мандатом рамках. Крайне важно также ускорить работу по установлению и обеспечению круглосуточного дежурства наблюдателей СММ во всех 10 точках наибольшей напряженности на линии разделения сторон.

В связи с голословными обвинениями в ухудшении правочеловеческой ситуации в Крыму скажу следующее.

На проживающих в Крыму крымских татар, украинцев и других представителей национальных меньшинств в полной мере распространяются все обязательства Российской Федерации по основным международным договорам в сфере прав человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и другие.

Любая заслуживающая внимания информация о якобы имеющем место нарушении прав и свобод человека (и не только в отношении нацменьшинств) проверяется по линии компетентных органов и, если она находит подтверждение, то принимаются меры в целях исправления возникшей ситуации и привлечения виновных к ответственности.

У представителей крымско-татарского населения и других нацменьшинств имеются все возможности в рамках действующего российского законодательства и национальной правовой системы, включая судебную, для защиты своих прав и интересов.

В заключение подчеркну, что урегулирование на Украине возможно только мирным путем через подлинно инклюзивный национальный диалог и конституционные преобразования, гарантирующие права и безопасность всех жителей Украины в каждом ее регионе. Призываем коллег использовать свое существенное влияние на Киев для того, чтобы этот процесс начался как можно быстрее и шел добросовестно.